Святой уголок

Газета: Карельская церковь
Статья: Святой уголок
Автор: Саша

Тоже плагиат о церкви. Нам такое не нужно!

Не ощущаю себя чужим

Газета: Беломорская трибуна №43
Статья: Не ощущаю себя чужим
Автор: Н. ОТЧЕНАШ

Несколько месяцев назад к нам в Беломорск был назначен Благочинный Беломорского района, настоятель храма прпп. Зосимы Саватия и Германа Соловецких отец Иларион (Егор Александрович Резниченко). Встретившись, мы задали ему несколько вопросов.

Отец Иларион, расскажите всем нам немного о себе. Откуда Вы родом, как попали в Беломорск?

Беломорск для Вас — это очередной приход, ступенька в карьере, или Вы решили здесь задержаться надолго?
— Ни первое, ни второе, ни третье. Поясню. Все-таки служение Церкви и людям — это призвание, добровольно выбранное, поэтому здесь не должно быть отношения по типу «очередной приход», «следующая ступень». Каждый приход — это совершенно особенное сообщество людей со своими привычками, традициями, характерами. А работа и взаимодействие с людьми — это не просто фасование конфет в магазине. Поэтому служение на приходе не может стать плацдармом к будущей карьере, везде нужно выкладываться на 100%, вкладывать душу и старание. Что касается того, как долго, я тут буду — это не от меня зависит, к сожалению. Как известно, всякий священник — подневольный человек, едет туда, куда направили. Поэтому мне бы, конечно, хотелось задержаться подольше, поскольку всякое перемещение священнослужителя — это непростое испытание и для прихожан, и для священника, хотя в некоторых случаях это имеет положительный результат

В прошлом году была образована Костомукшская епархия — что это за процесс и что изменилось?
— Вот уже 5 лет в нашей Церкви происходит процесс дробления больших епархий на более компактные, чтобы более активно возрождать церковную жизнь. Карельская епархия не осталась в стороне, поэтому теперь здесь, на Севере Карелии, существует своя, обособленная, Костомукшская епархия с новым владыкой — епископом Игнатием. В связи с этим последовали и другие изменения — увеличивается количество духовенства, духовенство заметно «молодеет» за счет прибытия выпускников духовных учебных заведений. Появились отделы, отвечающие за ту или иную работу. Я, например, заведую Отделом религиозного образования и катехизации, наша главная задача — содействие в выборе и преподавании в школах курса «Основ православной культуры». Это процесс непростой, не хватает помощников, но все потихоньку устраивается. Важная составляющая — работа с молодежью, которой и так мало в Карелии. Но все-таки епархия вырабатывает ту магистраль, по которой мы все будем идти в молодежном служении. Недавно в Костомукше был II Епархиальный молодежный съезд, который прошел на высоком уровне и стал стимулом к тому, как работать с молодым поколением на местах.

Хотелось бы задать Вам вопрос из разряда «острых». Поскольку мы являемся районной газетой и по долгу службы общаемся с людьми, то хотели бы услышать Ваше мнение на ту мысль, что складывается ощущение превращения церковной жизни в бизнес.
— Да, я ожидал такого вопроса, и тут хотел бы определить важные вещи. Церковный приход — это не просто место молитвы для людей. В лице государства мы — организация. Поэтому у нас есть свой внушительный пакет расходов: мы платим за электричество, за охрану, нужно содержать здание, следить за отоплением. У нас есть свечницы, работа которых делает возможным открыть храм для людей в течение всего дня. Храм содержит и меня — настоятеля, приходится снимать квартиру. После регистрации прихода некоторые сотрудники будут оформлены, и соответственно появится необходимость платить налоги за работника. А как известно, единственным источником дохода для храма являются пожертвования людей или за требы, или за свечи, литературу и иные предметы религиозного назначения. По уставу каждый приход платит и свой внутренний налог, идущий в епархию. Вот так мы живем, а иногда выживаем. Я не буду говорить за других, но приходы нашего района так и живут, поэтому нет тут никакого бизнеса, просто храм должен как-то существовать. И прихожане это прекрасно понимают, такие вопросы зачастую задают люди, которые церковный порог еще не переступали. Но я всех приглашаю к нам в храм — все увидеть воочию, а мы помолимся за вас!

Какие перспективы развития церковно-приходской жизни Вы видите?
— Скажу точно, что перспективы всегда есть. Что касается прихода прпп Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, то он постепенно, но уверенно встает на ноги. В первую очередь, хотелось бы сказать, что наш приход проходит регистрацию в качестве религиозной организации, и вот на днях мне позвонили из Управления Минюста России по Карелии и сказали, что документы готовы, они скоро придут по почте. Не менее важный вопрос — устроение богослужебной жизни прихода, тут тоже есть свои сложности, но мы их постепенно решаем. Здесь я бы хотел выразить большую благодарность отцу Сергию Михайлову, который не оставил без поддержки ни одну мою просьбу. Поскольку я человек новый, многое мне было незнакомо, поэтому хочу поблагодарить и о. Александра Баруева, который помогал сориентироваться. Возвращаясь к приходу, хочу отметить, что недавно состоялось наше приходское собрание, где мы обсуждали дальнейшее развитие прихода, в том числе в хозяйственной его части. Я назначил себе помощника — прихожанку Галину Батусову которая курирует все хозяйственные вопросы. На собрании мы определили круг важных вопросов, которые требуют скорейшего решения: достройка колокольни, обустройство территории и крипты храма, оформление документов, организация приходских встреч и социальной работы. На эти цели собираем средства всем миром. Поэтому я хочу выразить всем нашим прихожанам, труженикам, жертвователям и неравнодушным жителям города огромную благодарность за участие. Тех же, кто еще колеблется, призываю оказать нам помощь, чтобы Зосимо-Савватиевский храм стал настоящей жемчужиной города. В сентябре мы собрали деньги на покупку телевизора, и теперь в нашем храме для всех желающих будет открыт киноклуб — следите за информацией.
Наш приход всегда открыт для каждого приходящего, поэтому всех приглашаю в гости в Дом Божий!

Андрусовский монастырь — возрождение обители

Газета: Олония №38
Статья: Возрождение обители
Автор: Наталья ЮДИНА

Андрусовская пустынь. Андрусовский монастырь. Многие знают, что недавно началось его возрождение. Как идет возрождение обители, сколько человек там проживает, чем они заняты? На эти и другие вопросы нам любезно ответил идейный начинатель возрождения монастыря и его настоятель игумен Тит.

— Когда началось возрождение монастыря?
— Открытие Никольского Адриано-Андрусовского монастыря благословил Священный Синод русской православной церкви 19 марта 2014 года в связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила.
— А его история уходит в гораздо давние времена…
— История нашего монастыря начинается в первой половине 16 века, когда на каменистом полуострове восточной части Ладожского озера учеником преподобного Александра Свирского преподобным Адрианом Андрусовским была основана Андрусова пустынь. При жизни преподобного Адриана были построены две церкви. В годы советской власти Андрусова пустынь была закрыта, на ее землях был организован совхоз. От храмов почти ничего не осталось, сохранились лишь их руины, фундаменты монастырской ограды с башнями и нескольких жилых зданий. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагался финский военный госпиталь, в ту пору монастырь был частично разрушен. После распада Советского Союза на руинах обители была устроена база отдыха с прокатом плавсредств. Позднее, в годы экономического упадка, база отдыха тоже закрылась, а на смену ей в Андрусово обосновались местные рыбаки, и через некоторое время явилось полное разрушение остатков монастырских строений.
Первые попытки возродить древнюю обитель были предприняты настоятелями местного прихода деревни Еройла еще в 90-х годах прошлого столетия. Одним из настоятелей местного храма Спаса Нерукотворного — иеромонахом Тарасием на территории обители было начато строительство первого жилого дома. К сожалению, тогда не хватило средств достроить этот дом. Иеромонах Тарасий был переведен на новое место служения. Дом остался бесхозным и был наполовину разворован. В таком состоянии обитель пребывала до 2010 года, пока монахи Митрофаниевской пустыни не озаботились ее возрождением. Дом достроили, в нем были устроены небольшой храм и жилая келья. В обители поселился один из монахов братии Митрофаниевской пустыни. Так началось планомерное возрождение монастыря.
— Сколько человек проживает сейчас?
— Сегодня в обители постоянно проживают пять человек братии: настоятель монастыря (то есть я), два иеромонаха (священника), иеродиакон и один монах.
— Откуда эти люди? Чем они занимались раньше?
— Братия монастыря у нас разнородная, если можно так выразиться: кто-то — родом из Москвы, кто-то — из Санкт-Петербурга, есть и местные карелы. Всех этих людей объединяет одно — стремление к благочестивой монашеской жизни во Христе ради спасения души. Как правило, все приходящие в монастырь попадают в него самыми разными путями, и причины для этого у всех разные. Но те, которые остаются, имеют крепкую веру в Бога и ревностно желают стремиться к Нему. Когда монаху задают вопрос, как он решился ступить на этот трудный путь, то ответ чаще всего бывает такой: вера и любовь к Господу. Подробности монахи раскрывать не любят — слишком это интимно, ведь речь идет об искреннем общении и отношениях между человеком и Богом, а там все непросто…
— Как к вам относятся местные жители? Приезжают ли паломники?
— Жители близлежащих от Андрусово поселений с очень большим почтением и любовью относятся к преподобному Адриану и основанной им обители. Многие нередко посещают монастырь, молятся вместе с братией во время богослужений, призывают благодатную помощь преподобного. Бывают у нас гости из Санкт-Петербурга и Петрозаводска. В основном обитель посещают православные паломники, их целью является желание соприкоснуться с древней святыней, помолиться преподобному Адриану, потрудиться вместе с братией на благо возрождения монастыря.
— Каков обычный распорядок дня живущих в монастыре?
— Насельники обители живут по древнему монастырскому уставу. Совершение богослужений, физический и духовный труд, трапеза и прочее строго регламентированы. Все совершается «благообразно и по чину». Работы в монастыре хватает: заготовка дров на зиму, строительство, сенокос, уборка территории, лов рыбы, летом — сбор ягод и грибов.
— Какие продукты питания составляют ваш рацион?
— Рацион насельников разнообразен — питаемся чем Бог пошлет. В основном это картофель, бобовые, крупы, макаронные изделия, овощи, рыба. В скоромные дни в пищу идут молочные продукты и яйца. По праздникам монастырский повар готовит различные лакомства для утешения братии. Трапеза у нас бывает три раза в день. Меню составляется согласно уставу о постах.
— Есть ли у вас подсобное хозяйство?
— Пока в монастыре нет подсобного хозяйства, но есть планы по его заведению. Дело в том, что все насельники, а их всего пять человек, полностью заняты работами по строительству, раскопке руин, расчистке территории. Конечно, не хватает ни сил, ни средств. Строительство двухэтажного братского корпуса подходит к завершению, и когда он будет готов, мы сможем принимать в число братии всех желающих. Увеличение количества насельников позволит нам расширить спектр послушаний, в том числе связанных с подсобным хозяйством. Мы планируем выращивать картофель, огурцы и помидоры. Хотелось бы завести корову, может быть, коз и кур.
— На какие средства возрождается монастырь?
— Монастырь живет и возрождается исключительно на пожертвования частных лиц — паломников и благодетелей. Все пропитание мы получаем также от прихожан монастыря. Люди привозят нам овощи и фрукты, крупы, заготовки, консервы и так далее. Так как обитель расположена на берегу Ладожского озера, братия занимается рыбным промыслом.
— Помогают ли спонсоры?
— Как уже было сказано, монастырь возрождается благодаря частным пожертвованиям, то есть в большей степени обычными верующими людьми. Каждый желающий оказать помощь обители делает это в меру своих возможностей: кто-то финансово, некоторые — стройматериалами, иногда прилагают труд своих рук. Многие в миру поддерживают нас молитвенно — это тоже немалая помощь. Наш опыт обращения к предпринимателям и предприятиям показал, что только считанные единицы готовы откликнуться и прийти на помощь. Особо хочется отметить управление питкярантского карьера и организацию «Даль-питерстрой»: первые жертвуют нам отсев для ремонта дороги, а вторые совершенно безвозмездно вывозят его к нам. Огромная им благодарность.

Ловцы рыб и ловцы душ у озера

Газета: Вести Приладожья №
Статья: СЕРВИТУТ ИЛИ УРВИ — ТАМ
Автор: Юлия Суворова

Сколько людей, столько и мнений. Так обычно принято считать, поэтому особенно интересно наблюдать, когда у достаточно большой группы людей вдруг возникает редкое единодушие.

Так случилось и на днях, а точнее 9 июня, да ещё не где-нибудь, а в зале Олонецкой районной администрации. Это примечательное место вряд ли вспомнит еще пару-тройку мероприятий, где люди так единодушно сходятся в одном мнении. И душ этих было около ста человек. И все они в основной своей массе были, если воспользоваться словами Священного писания, ловцами рыб.
Скандальная история о непростых взаимоотношениях местных рыбаков с монахами возрождающего монастыря уже известна некоторым читателям. Для остальных напомним, что некоторое время назад иноки Никольского Адриано-Андрусовского монастыря приняли непростое решение ограничить въезд на территорию обители.
Эту самую территорию монастырю в свое время выделили на законных основаниях. На этом месте 400 лет стояла обитель, правда, тогда она занимала намного больше места. Но речь сегодня не об этом.
На момент встречи, в зале оказалось около сотни сторонников новой традиции. Последние десятки лет Андрусовский полуостров использовался исключительно для отдыха и рыбалки. Это право люди считали до некоторых пор неприкосновенным.
С появлением братии, рыбаки лишились возможности вольготно отдыхать. Все они люди взрослые, и кто-то даже что-то слышал про спасение души. Поэтому конкретно против возрождения монастыря никто из рыбаков не выступал.
Аргументы в свою защиту у Ильинских и Туксинских рыбаков находились самые неожиданные. Например, почему монахи – москвичи, или почему они не храм строят, а «дома какие-то». Самым веским аргументом стала претензия: «А зачем они дорогу отремонтировали, мы их не просили».
Игумен монастыря отец Тит, действительно родом из Москвы, кстати, как и сам Андрей Завлишин, который основал монастырь в 16 веке. Очень непросто понять, почему монах карельской епархии не может быть москвичом. Дома, которые беспокоят рыбаков строить необходимо. Не в землянке же жить братии. Дом для паломников и трудников вообще стратегически необходим. Без их помощи и участия ни один храм не построишь. Средства на строительство храма с неба не падают даже монахам.
Попытки объяснить ситуацию предпринимали, как сами представители монастыря, так и немногочисленная группа поддержки. Дружно перекрикивая пожилых прихожан и робких паломников, бравые парни требовали сервитута.
Это подозрительное, мало кому знакомое слово в переводе с латинского означает – рабство, подчиненность. Если перевести на прозу нашей жизни, то получится примерно такая невеселая история: прикупил, допустим, кто-то участок, решил поставить на этом участке дом, сделать уютный плотик на бережок. А тут – раз, заваливает сосед. Он тоже возгорел желанием ходить, ездить и возить гостей через твой двор на твой плотик. Если ты против – тебе присудят этот самый сервитут, своеобразный коридор для соседа и его родственников.
В андрусовской истории всё намного печальнее. Молодые сильные мужчины, способные организоваться и сообща по-мужски решать проблемы, почему-то идут по пути наименьшего сопротивления. Вместо того, чтобы попытаться что-то создать, например новый подъезд к озеру, они выбивают ворота и жгут бани. В монастыре нет электричества. Любая мелочь, даже заварить петлю для ворот, там превращается в проблему. И кто же в итоге выигрывает?
Стоит ли напоминать о том, какой грех на себя и свои семьи берут люди, которые вредят монастырям. Во все времена, не считая безбожных лет, монастырям помогали. Они строились всем миром.
Среди собравшихся местных жителей Ильинского и Туксы можно было заметить немало порядочных трудолюбивых людей. Поэтому есть большая надежда, что компромисс всё-таки будет найден и наш край вновь обретет святыню, которая ведь и воссоздается для того, чтобы беречь и охранять Олонецкую землю.

Рыбаки нам не враги

Газета: Олония №23
Статья: Рыбаки нам не враги
Автор: Администрация монастыря

Распоряжением главы района на 9 июня назначены публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута для прохода и проезда через земельный участок, выделенный администрацией Олонецкого района в срочное безвозмездное пользование Никольскому Адриано-Андрусовскому мужскому монастырю для возрождения. Это решение побудило внести пояснения по данному вопросу, которые помогут общественности города и района правильно сориентироваться в сложившейся ситуации.
Те, кто когда-либо бывал в Андрусово, хорошо помнят, что представляла из себя лесная дорога, ведущая к разрушенному монастырю, на территории которого находилась дача Туксинского совхоза. Это была узкая, условно проезжая лесная тропа с торчащими валунами и огромными лужами. Зимой там можно было проехать только на спецтранспорте. Начиная с 2011 года, монастырь на собственные средства произвел ремонт указанной дороги (осушение, выравнивание, отсыпку). Это было необходимо для подвоза стройматериалов и посещения монастыря паломниками. Ремонт дороги стоил монастырю около 2-х миллионов рублей. Эти средства — пожертвования благотворителей, частных лиц, поскольку ни государственного, ни церковного централизованного финансирования у монастыря нет. Обитель существует и восстанавливается исключительно на частные пожертвования.
Однако новая дорога сделала эту местность доступной не только для паломников, но и для любителей рыбалки: если раньше зимой здесь не было ни одной машины, то последние два сезона их количество доходило до 35-ти одновременно. К сожалению, побережье Андрусовской бухты не оборудовано стоянкой для такого количества автомобилей: здесь нет ни туалетов, ни мусоросборников, ни прочей инфраструктуры, ввиду чего, учитывая «особенности национальной рыбалки», побережье неизбежно превращается в мусорную свалку, в чем легко убедиться, посетив Андрусово сегодня.
Согласно договору, монастырь обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на земельном участке и прилегающих к нему территориях, выполнять работы по благоустройству территории. Понятно, что в условиях массового нецивилизованного отдыха ни о какой экологии и благоустройстве территории речь не идет. Помимо этих обстоятельств, необходимо учитывать и морально-нравственные аспекты: монашеская жизнь не совместима с грохотом динамиков, пьяными воплями и стрельбой, которые, к сожалению, являются неотъемлемой частью досуга определенной части посетителей, что приводит в смущение не только постоянно проживающих в монастыре насельников, но и православных паломников, посещающих обитель. Стоит также напомнить, что при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии на вылов биоресурсов) сетевая ловля является браконьерством. Андрусово является особо охраняемой природной территорией — ландшафтным заказником регионального значения, где запрещена весенняя охота, а с мая по август согласно закону запрещено использование моторных плавсредств, посещение малых островов и сетевая ловля. А что мы наблюдаем в реальности? Во время нереста, совпадающего с майскими праздниками, вся бухта перегорожена сетями: пока хозяева веселятся на берегу, сети набиваются не успевшей отнереститься рыбой. Рыбаки с удочками и спиннингами являются довольно редким явлением в этих краях — в основном в зимнее время. Именно поэтому администрацией монастыря было принято решение ограничить въезд на территорию монастырского земельного участка автотранспортных средств лиц, не имеющих разрешения на сетевую рыбную ловлю на территории заказника. Для санкционированных рыбаков, занимающихся промысловым ловом, въезд не ограничен — как правило, это добросовестные труженики, для которых рыбная ловля является не досугом, а средством заработка.
Обеспечить сквозной проезд для всех желающих невозможно. По земельному законодательству проезд и стоянка транспортных средств в пределах прибрежной водоохранной зоны запрещены. А стоянка на монастырском земельном участке в силу изложенных выше причин не предусмотрена. Отметим, что проход к прибрежной зоне не ограничен ни для кого, и для лиц, не нарушающих природоохранного законодательства, преодолеть 500 м с удочкой или спиннингом не представляется затруднительным. Более того, для указанных лиц монастырь готов обеспечить провоз плавательных средств, что и осуществляется в настоящее время. Любителей бурных развлечений на природе мы убедительно просим подыскивать другие подходящие для подобного времяпрепровождения места, не нарушая покоя и быта насельников обители. Надеемся, что наша позиция по данному вопросу найдет сочувствие и понимание у олонецкой общественности и администрации района.

Храму нужна помощь

Газета: Олония №12
Статья: Храму нужна помощь
Автор: Тамара Фокина

26 января 2014 г. пострадал от пожара Храм Успения Пресвятой Богородицы. За это время многие жители района внесли огромный вклад в его восстановление. Не остались в стороне предприниматели И.С. Баришевский, В.В. Ойнонен, В.М. Иванов, сотрудники Олонецкого техникума в лице И.М. Чанжина, Олонецкого домоуправления (Л.Г. Ульянова), «Олонецкого вторресурса» (И.П. Неборский), Олонецкого сельпо, ООО «К-система» (А.А. Алексеев). Они по первой просьбе оказали посильную помощь в ремонте.
Большое спасибо всем прихожанам за собранные средства и тем, кто в процессе ремонта убирает храм. Общими усилиями на пожертвования уже утеплены и обшиты гипсокартоном 3 крыла храма, поменяли электропроводку.


Деревянный кладбищенский храм был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы 15 октября (ст. ст.) 1788 года.

Церковь продолжает службу в выходные дни. Но чтобы привести храм в полный порядок, средств не хватает. Необходимо еще сделать потолки, окна, стены, алтарь, иконостас, приобрести утварь для богослужений.
Обращаемся к прихожанам, жителям Олонца и Олонецкого района помочь пожертвованиями для полного восстановления храма. Пожертвования можно принести в храм или проплатить в магазинах, где отпускают строительные материалы на ремонт храма по накладным. Да храни вас Господь!
Телефоны для связи: (Фокина Тамара Михайловна), (протоиерей Виктор).


С Рождеством Христовым!

Рождество

Газета: Карельский голос
Статья: Карельские дела
Автор: Сара

Удалено

Кто «заказал» когото там?

Тоже удалено.