«Артек» в подарок

Газета: Олония №36
Статья: «Артек» в подарок
Автор: Арина ФОМИНА

На сайте министерства образования Республики Карелия я увидела объявление о конкурсе для детей 7 — 16 лет, победители которого отправятся в детский лагерь «Артек». Узнала о нем за три дня до окончания, решила попробовать и — победила!
Карелии было выделено 13 бюджетных путевок на 8-ю смену. Ребята могли получить их за особые достижения в науке, спорте или искусстве, отправив на конкурс свое портфолио. Что я почувствовала, когда узнала, что еду в «Артек»? Шок! Ведь туда не так просто попасть, а тут случайность, которая мне принесла победу в конкурсе. Все ребята из Карелии попали в «Лазурный» лагерь.
«Артек» — это международный детский центр, первый и главный летний лагерь страны. Кстати, в этом году, 16 июня, он отмечал юбилей — 90 лет! «Артек» состоит из десяти разных лагерей. На сегодняшний день работают только шесть: «Морской», «Янтарный», «Хрустальный», «Лазурный», «Озерный» и «Речной». Все лагеря полностью обновлены. Остальные на реконструкции.
Одна из главных составляющих «Артека» — форма. Ее должны носить все без исключения, даже вожатые и персонал. Думаете, что это скучно и старомодно? Найдите хоть одного артековца, которому не нравится форма! Ведь в этом году компания «Bosco» (та самая, которая создавала одежду для спортсменов и волонтеров на олимпиаде в Сочи) победила в конкурсе, и теперь именно она поставляет форму. У каждого лагеря свой цвет: от синего у «Морского» до красного у «Янтарного».
Время в «Артеке» летит! Ты всегда занят. Как нам сказала вожатая Ната, «вы приехали в «Артек» не только отдохнуть, но и чему-то научиться». К концу смены я знала, как оказать первую помощь при любом виде ожога, выучила семафорную флажную азбуку, научилась обращаться с пожарным шлангом. Теперь я могу помочь утопающему, знаю основы астрономии, историю лагеря, многое о природе Крыма и Черном море.
«Артеку» посвящены сотни песен, лагерь нельзя представить без них. В «Лазурном» проводились музыкальные занятия. Ребята увезли полюбившиеся слова песен с собой во все уголки России.
После «Артека» есть стимул стремиться к чему-то. Они раньше был, просто теперь я знаю, что мои усилия в науке и искусстве не напрасны. По своему опыту могу сказать: важно, чтобы ты знал, что всегда есть дорога вперед. Хорошо, что теперь правительство поощряет старания детей и дарит им такие подарки, как путевки в удивительный лагерь — «Артек». Попасть туда реально, нужно только захотеть.
«Артек» был и остается островком дружбы, тепла и добра. Уверена: побывав в этом лагере, его уже так просто не забыть. Теперь ты связан особыми артековскими узами с ребятами из дальних уголков нашей страны. Разве не здорово иметь друзей по всей России?!

О детях разных стран мира рассказывает Журнал о мальчиках и девочках. В журнале представлены научные и популярные статьи, сориентированные помочь родителям и воспитателям в их сложном и ответственном деле.

Начиная учебный год

Газета: Образование Карелии
Статья: Начиная учебный год
Автор: Шура

Новый учебный год в Карелии наступил...

И все-таки средняя

Газета: Новая Ладога №27
Статья: И все-таки средняя
Автор: Лариса СЕЛИВАНОВА

Статус Питкярантской средней школы № 1 решено сохранить. Школа останется средней. По нашей информации, на сегодня 17 девятиклассников первой школы написали заявления для поступления в 10 класс.
Это больше, чем прогнозировалось, но недостаточно для полноценного финансирования. Как говорит начальник Управления образованием Питкярантского района Елена Плетнева, необходимо набрать хотя бы 20 учащихся.
Кроме этого, в ближайшее время будет проработан проект создания сетевого класса. Руководителям школ и специалистам Управления образованием предстоит оценить плюсы и минусы этой новой формы обучения и принять решение.
До встречи с родителями девятиклассников 25 июня, где и было озвучено решение учредителя о сохранении статуса, состоялось заседание комиссии по оценке последствий принятия решения об изменении статуса школы №1 или объединении двух городских школ в одно юридическое лицо. Специалисты и руководители Управления образованием, вошедшие в состав комиссии под председательством заместителя главы АПМР Романа Баранова, рассмотрели и оценили оба предложения на предмет соблюдения прав граждан на получение образования, обеспечения территориальной доступности и минимизации возможных рисков.
В работе комиссии приняли участие директор и родители учеников школы №1, жители Питкяранты, депутаты Совета ПМР, глава АПМР Ольга Старикова и глава ПМР Лариса Кокко. Приглашенные в основном говорили о необходимости сохранения статуса средней школы или, в крайнем случае, о слиянии двух школ в единое юрлицо.
Против объединения выступила директор школы №2 Ольга Никитина. Директор школы №1 Маргарита Голосова предложила в качестве альтернативы создать сетевой класс.
Трехчасовое заседание завершилось голосованием. Члены комиссии пришли к выводу, что и изменение статуса школы со средней на основную, и объединение двух школ не повлекут за собой нарушения прав граждан на получение качественного и доступного среднего образования и значительного ухудшения положения педагогов. Тем самым были одобрены оба пути, предлагаемые для оптимизации образовательного процесса и приведения финансовых затрат на его организацию в соответствие с нормативом. Более того, на заседании не раз озвучивалась мысль о том, что в связи со снижением количества учащихся не сегодня, так завтра объединение двух школ станет неизбежным, а изменение статуса первой школы — всего лишь первый этап на пути реорганизации городских школ.
Делаем вывод: самая лучшая гарантия сохранения наших школ в их сегодняшнем статусе — увеличение количества учеников, получающих среднее образование в стенах родных школ. То есть, борьба за статус — это в первую очередь борьба за количество детей и, конечно, качество образования.

Учитель года Карелии

Газета: Новая Ладога №21
Статья: «Сокращение всего и вся наша главная беда»
Автор: Любовь КОККО

Учитель года Карелии, Елена МИТРОФАНОВА из Рауталахти, признается, что триумф на республиканском конкурсе стал для нее полной неожиданностью. В интервью «НЛ» она рассказала, почему педагогам сельских школ сложно конкурировать со столичными коллегами, каким должен быть современный учитель и в чем преимущество совмещения нескольких должностей.

- Елена Николаевна, почему Вы выбрали профессию учителя?
— Можно сказать, это она меня выбрала. В детстве я хотела быть воспитателем. Повзрослев, детскую мечту исполнила. Работала воспитателем в детском саду Рауталахти, потом библиотекарем. Но жизнь сложилась так, что в конечном итоге я оказалась в школе. Здесь я работаю уже 15 лет, преподаю историю, основы религиозных культур и светской этики и предмет «Моя Карелия». А еще я школьный библиотекарь.

- Такая разноплановость помогает в работе или мешает?
— Я считаю это преимуществом. Как библиотекарь я точно знаю, какая литература и в каком количестве есть в школе. Быстрее ориентируюсь. Когда появляются новые книги, сразу могу прикинуть, как использовать их на своих уроках.

- Совмещение нескольких должностей для педагогов маленьких сельских школ — частая практика…
— К сожалению, да. Сокращение всего и вся — наша главная беда. Да, детей у нас мало, но им нужен тот же спектр услуг, что и ребятам из больших школ. В школе Рауталахти, к примеру, нет педагога-организатора, но мероприятия-то мы проводим. Их организация — дополнительная нагрузка для одного из учителей. Логопед нам тоже не положен, а речевые проблемы у ребят есть. Постоянно ездить в Питкяранту к специалисту не все могут себе позволить.
Сейчас модно говорить, что современный учитель должен уметь делать все, но на самом деле у нас, как и в медицине, без узких специалистов не обойтись.

- Кстати, о современном учителе. Какой он, на Ваш взгляд?
— Очень много времени отдающий школе, ответственный, умеющий находить общий язык и с детьми, и с родителями.

- Вы преподаете основы религиозных культур и светской этики, предмет, из-за которого в свое время было много споров.
— Это так. Многие родители и даже учителя были против введения этого предмета. Предполагалось, что он войдет в школьную программу с 4 по 9 класс, но сейчас его оставили только в 4 классе.
Предмет преподается в школе третий год, и отношение к нему со стороны родителей стало более лояльным. Чаще всего они выбирают для своих детей модуль «светская этика». По большому счету, это темы школьных классных часов: беседы о дружбе, совести, нравственности, только в более систематизированном виде.
Этот предмет, на мой взгляд, способствует расширению кругозора школьников. На занятиях я стараюсь не читать ребятам мораль, а плавно подводить их к нужной мысли. Использую разную литературу, привожу примеры из художественных произведений. Детям уроки нравятся, тем более что оценки на них не ставятся.

- Учителя маленьких сельских школ редко становятся победителями республиканского конкурса «Учитель года». Как Вы думаете, с чем это связано?
— Последний раз учитель из сельской школы побеждал в 1994 году. По статистике, чаще всего Учителем года становятся представители Петрозаводска. Им проще, потому что они привыкли к большой аудитории. Учителям из небольших школ с маленькими классами сложнее настроиться на работу с большим количеством детей в присутствии жюри и зрителей. По крайней мере, для меня это было самым трудным.
В первый день мы проводили разговор с учащимися и мастер-класс со студентами университета, и я, честно говоря, очень боялась. Во второй день, когда проводились открытые уроки и дискуссия, было уже проще. Занятие с ребятами я провела на одном дыхании.

- Елена Николаевна, что помогло Вам стать Учителем года?
— В нашей школе принято проводить открытые уроки каждый месяц. Педагогический коллектив работает в постоянном контакте: мы ходим друг к другу на занятия, обсуждаем, анализируем, делимся профессиональными секретами. В общем, стараемся поддерживать высокий уровень преподавания. Я думаю, именно этот опыт помог мне одержать победу.

- Впереди всероссийский конкурс. Будете участвовать?
— Моей целью было достойно выступить на республиканском этапе. На победу я и не рассчитывала. Она застала меня врасплох, поэтому сначала я и думать не хотела об участии в российском конкурсе. Но по прошествии времени, когда все волнения улеглись, я пересмотрела свою позицию. Я ведь и на районный этап ехать не хотела, и перед республиканским сомневалась. Но все-таки поехала и ни на секунду не пожалела. Конкурс придал мне уверенности в себе.
Всероссийский этап предположительно пройдет в октябре в Казани. И, если все сложится удачно, я буду принимать в нем участие.

- Какой совет Вы бы дали педагогам, которые только планируют участвовать в конкурсе профессионального мастерства?
— Нужно хорошенько подумать над темой урока. Некоторые участники конкурса проводили образцовые занятия по новым ФГОСам, но им не хватало эмоций. Нужно, чтобы тема зацепила и детей, и жюри. И, конечно, чтобы она была интересна тебе самому.
А главное, не сомневайтесь, обязательно участвуйте, потому что «Учитель года» — это невероятная возможность повысить педагогическое мастерство!

В этом году метеорологи обещают жаркое лето. Самое время озаботится тем, как оптимизировать температуру воздуха в салоне своего автомобиля. Компания «ТехноКлимат» (ИП Черкашин А.Н.) предлагает кондиционер автомобильный, которые имеет компактные габариты и легко вписывается в интерьер салона автомобиля. Кондиционер монтируется на крыше автомобиля, а панель управления внутри автомобиля в удобном для водителя месте. Цена соответствует заявленному производителем качеству.

Наши карелочки

Газета: Олония №15-16
Статья: Наши карелочки
Автор: Светлана ИЛЬИНА

4 апреля в Карельском институте развития образования (Петрозаводск) состоялась региональная олимпиада школьников по родным языкам. От Коткозерской школы в ней приняли участие четыре ученицы. Лиза Дячук и Диана Гагарина получили сертификаты участников. Среди участников седьмого года обучения Карина Барыгина заняла второе место, а Виола Кошелева стала победителем.

Все девочки изучают карельский язык с первого класса. На протяжении трех лет посещают дополнительные занятия, на которых учитель карельского языка Ольга Ивановна Никитина дает детям углубленные знания, готовит к участию в конкурсах, фестивалях, викторинах и олимпиадах. Встречи с Ольгой Ивановной — единственное их занятие после уроков, на другие кружки и секции сил просто не остается, ведь нужно и домашние задания выполнить как следует.
Успех в олимпиадах пришел к девчатам не сразу. Приходилось много трудиться, чтобы сначала показать хорошие результаты на районных этапах, а потом защищать честь школы и на уровне республики. Девочки рассказали, что перед последней олимпиадой очень волновались, плохо спали ночью, в автобусе повторяли темы. Но Ольга Ивановна сумела их поддержать шутками, боевым настроем и традиционным шоколадом для работы мозга. Задания были сложными. Но желание порадовать учителя и родителей высокими результатами помогло собраться и преодолеть все трудности! Жале¬ют, правда, что участвовали в олимпиаде последний год. Хотя теперь все свои силы и знания направят на подготовку к конференциям, конкурсам чтецов и фестивалям.
Ольга Ивановна сказала, что ребятам на олимпиадах легче, если они уже обладают неким словарным запасом, а также практикуют карельскую речь и в семье. Девочки отмечают, что специально дома на карельском языке не говорят, но к речи карельской прислушиваются, многое из разговоров уже понимают, переводят фразы и считают, что язык своей малой родины знать необходимо.
— Что же надо для победы? — спросила я у наших карелочек. Ответы совпадают: нужны желание, старание, упорство и вера в себя.
А я верю, что у девочек впереди еще много самых разных достижений и побед. Чего им искренне от души желаю!

Сегодня есть оптимальное решение вопросов, связанных с вашей учебой. Специалисты

Битва за Олимп

Газета: Учёба и Карелия
Статья: Так себе битва
Автор: редакция

Нешуточная битва в учебном году...

Все дело — в характере

Газета: Новая Ладога №16
Статья: Все дело — в характере
Автор: Любовь КОККО

«Моя жизнь — испытание на прочность», — этими словами начала свой рассказ моя собеседница, Калерия Алексеевна КРАСИЛЬНИКОВА. Ей многое пришлось перенести: войну, голод, болезни… Несколько раз она смотрела в лицо смерти. Но не сломалась, выстояла. И сегодня о своих испытаниях рассказывает с улыбкой.
Калерия Алексеевна родилась в 1927 году в поселке Кандуссы Вологодской области в многодетной семье. О том, что девочка родилась в рубашке, родные узнали в 1935 году, когда она пошла в первый класс.
В ту зиму стояли сильные морозы. Как-то раз по дороге в школу Калерия вдруг упала навзничь и потеряла сознание. К счастью, проходивший мимо мужчина заметил лежащую в снегу девочку и отнес ее в школу. А дальше была больница, очень высокая температура, которую никак не могли сбить, и страшный диагноз — менингит.
— Лекарств тогда никаких не было, — рассказывает Калерия Алексеевна. — Из тысячи заболевших менингитом выживал один, да и тот становился инвалидом. Когда врач рассказал родителям об этом, мама в отчаянии воскликнула: «Может, будет лучше, если она умрет?!» И тут вдруг я, находясь в полубессознательном состоянии, как закричу: «Нет! Я не умру, я жить буду!»
Слово свое девочка сдержала, поборола смерть и совершенно оправилась от болезни. Но очередная проверка на прочность, уготованная ей судьбой, не заставила себя ждать. В 1941 году, когда Калерия пошла в 6 класс, началась война.

УЧИТЬСЯ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО
Постоянный голод — вот что помнит о войне Калерия Алексеевна. Го¬лод и потери. В 1942 году на фронте погиб старший брат Сергей. Второго брата, Виктора, судьба уберегла, он был ранен, вернулся с войны живым.
Несмотря ни на что, Калерия продолжала учиться. Она упорно шла к своей мечте — стать учителем. И в 1943 году, закончив школу, поступила в Вытегорское педагогическое училище.
— Тарелка супа и 500 граммов хлеба в день — это все, что полагалось нам, студентам, — вздыхает Калерия Алексеевна. — Помочь было некому, все чаще случались голодные обмороки, и к концу первого курса я уже была так слаба, что еле ходила. Сдавать экзамены я не могла и уехала домой, чтобы хоть немного восстановить силы. А осенью 1944 года вновь пошла на первый курс, получать любимую профессию.
Так, голодая, но продолжая учиться во что бы то ни стало, Калерия Алексеевна дожила до Победы.
— Сколько радости было в глазах у людей! — вспоминает она. — И сколько горечи, сколько скорби по погибшим…

ДЕТИ СВОИ И ЧУЖИЕ
Война закончилась, и жизнь потекла своим чередом. В 1947 году после окончания педучилища Калерия Алексеевна отправилась на работу в Шольский район Вологодской области. Работала учителем начальных классов, потом инспектором в РОНО и секретарем райкома комсомола.
В 1951 году Калерия Алексеевна вышла замуж за Василия Ивановича Красильникова, а через 4 года в их семье появился первенец — сын Александр.
— Нам тогда пришлось уехать на зиму к моим родителям, — говорит Калерия Алексеевна. — Обратно в Шольский район вернулись следующим летом. Меня направили на работу старшей пионервожатой в Ковжинскую среднюю школу, а со следующего учебного года должны были дать 1 класс.
За несколько месяцев до встречи с моими первоклашками я родила второго сына — Владимира. Отказаться от класса я не могла, пришлось выходить на работу. Не скрою, было тяжело. Одному сыну – 2 года, второму — 2 месяца. Кормить младшего я бегала на большой перемене. Вдобавок старший заболел коклюшем. Нагрузка была сумасшедшая. Как пережила это время, сама не знаю. Для меня это оказалось испытанием похуже, чем голодные военные годы.
В Ковжинской школе я проработала 4 года, пока эта территория не попала в зону затопления. Пришлось уехать. Меня перевели на работу в детдом в Вытегорском районе, дали группу первоклассников. И снова тяжелый труд, ненормированный рабочий день, огромная ответственность. Своих детей почти не видела.
В таком режиме я выдержала еще 4 года. А по¬том муж нашел работу в Карелии, на лесозаводе в Хийденсельге, и в 1963 году мы переехали туда.

В МЫСЛЯХ О РАБОТЕ
В Хийденсельге Красильниковы обосновались надолго. Здесь у них родился третий сын — Василий. Жить с тремя детьми в бараке было тяжело, поэтому Василий Иванович и Калерия Алексеевна, не раздумывая, согласились, когда им предложили переделать под квартиру часть здания бывшей заводской столовой. Новый дом Василий Иванович обустроил своими руками.
— У моего мужа были золотые руки и золотое сердце, — улыбается Калерия Алексеевна. — Он не обижался, когда я уходила в работу с головой. В школе Хийденсельги я была не только учителем, но и председателем профсоюза. Дважды избиралась в сельский совет депутатов. Порой всю ночь не могла уснуть в мыслях о работе. А муж только подшучивал надо мной: опять, мол, не спишь, о школе своей думаешь?

НЕУТОЛИМАЯ ЖАЖДА ЖИЗНИ
Супруги Красильниковы прожили вместе 45 лет. Когда Василия Ивановича не стало, Калерия Алексеевна еще довольно долго жила в их общем доме в Хийденсельге. Но без мужской руки он пришел в негодность, и в прошлом году сын Владимир забрал маму к себе, в Питкяранту.
В этом году Калерии Алексеевне исполнится 88 лет. Она ветеран труда, педагог с 35-летним стажем. У нее трое детей, восемь внуков и шесть правнуков. Есть чем гордиться.
Как удалось Калерии Алексеевне справиться со всеми невзгодами и трудностями, не потеряв при этом присутствие духа и оптимизм? Она вспоминает, как одна родственница сказала ей: «Да, Калерия, если б не твой характер, ты, наверное, не пережила бы всего, что выпало на твою долю». И я, пожалуй, соглашусь: все дело в характере. И речь даже не о твердости и стойкости.
— Мне до сих пор хочется… не знаю, как выразиться… бежать куда-то. Хочется свободы, хочется действия, — говорит мне Калерия Алексеевна.
И сразу становится ясно: именно эта неутолимая жажда жизни помогла моей героине пройти все испытания на прочность.

Как воспитать патриота?

Газета: Новая Ладога №14
Статья: Как воспитать патриота?
Автор: Любовь Кокко

Юношей вступающих в жизнь, интересует, как познакомиться правильно с девушкой? Предлагается бесплатный курс, на котором можно узнать для себя много нового и полезного.

А взрослых людей волнует совсем другое…

Патриотизм — это светлое чувство любви к родине, не имеющее никакого отношения к политике, считают питкярантцы

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Нет места формализму
Антонина ВАРАКИНА, директор городского краеведческого музея им. В.Ф. Себина:
— Патриотизм — это понимание истории своей страны и ответственность за ее будущее.
Что касается патриотического воспитания… Как можно воспитать любовь? Никак! Точно так же и с патриотизмом. Его не воспитать. Зато можно создать условия для его развития.
В этом должен участвовать не только музей, но и школа, и, в первую очередь, семья. Ведь если родителям некогда рассказать ребенку об истории своей семьи, то не стоит ждать от него интереса и к истории своей родины, с которым неразрывно связано чувство патриотизма.
Мы проводим множество мероприятий, направленных на знакомство ребят с историей города и района.
Но, к сожалению, далеко не всегда получаем отклик. Например, год назад мы запустили проект «Хотим перемен», включавший в себя пешеходные экскурсии по Питкяранте, викторины и многое другое. Но школы на эту инициативу откликнулись не слишком охотно.
Еще одна большая проблема — формальное отношение. В патриотическом воспитании ему нет места. Меня поражает, когда ради галочки заставляют создавать музеи в школах. Это колоссальная работа, требующая специальных знаний и времени, которых у педагогов, и без того загруженных сверх меры, нет. А главное, это никому не нужно. У музеев свои задачи в патриотическом воспитании, у школ — свои. Не надо их смешивать.

Патриотизм насильно не привьешь
Елена ПЛЕТНЕВА, начальник Управления образованием:
— В моем понимании, патриот — это человек, который любит родину, готов защищать ее, необязательно с оружием в руках, человек, который предан интересам своей родины.
Любить родину — значит чтить историю, традиции, память предков. Это значит быть готовым оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается. Например, помочь пожилому человеку перейти через дорогу. Именно из таких мелочей, на мой взгляд, рождается истинная любовь к родине.
В школе патриотическое воспитание — одно из приоритетных направлений. Вопрос это очень серьезный, и подходить к нему нужно осторожно, чтобы не перегнуть палку.
В этом году у нас прошло несколько больших мероприятии, которые, как мне кажется, являются прекрасным примером патриотического воспитания. Это районный литературно-исторический бал и военно-спортивная игра «Зарница». Каждое по-своему знакомит ребят с историей, светскими обычаями и военными традициями нашей страны.
К 70-летию Победы у нас проводятся акции и конкурсы, в которых школьники активно участвуют.
А еще есть исследовательские проекты по истории родного края, военные сборы, на которые ездят наши мальчишки. Все это складывается в единый комплекс.
Мероприятия по патриотическому воспитанию призваны не заставить, а мягко направить ребенка по верному пути. Патриотизм насильно не привьешь.

Устами младенца глаголет истина
Памятуя об этой народной мудрости, я в заключение решила спросить о патриотизме у одной своей знакомой первоклассницы.
- Страной я горжусь, потому что она не дала фашистам себя завоевать. Наша страна богата нефтью, газом и золотом, — рассудила Ульяна. — А городом не горжусь, потому что у нас в городе очень много мусора, бегают бродячие собаки и на бешеной скорости летают машины.

Вот так-то, дорогие взрослые! Пока мы рассуждаем о высоких материях, дети подмечают очевидное. Любовь к родине начина¬ется с простых вещей: с бумажки, брошенной в урну, а не на тротуар, с соблюдения правил на дорогах, с желания сделать место, где ты живешь, лучше, не перекладывая ответственность на чужие плечи.

ЕГЭ и образование

Газета: Карельское образование
Статья: ЕГЭ покажет и расскажет
Автор: Ага

Обязательно про ЕГЭ напишу. В следующий раз...

Юные исследователи

Газета: Беломорская трибуна №4
Статья: Юные исследователи
Автор: В. КУРЯТКОВА

24 декабря состоялась школьная конференция. Ни предновогодняя суета, ни предчувствие скорого окончания четверти — ничто не помешало участникам.
В работе секции «Естественных наук» приняли участие шесть человек, причем пятеро из них учатся в начальной школе. От 4 «б» класса выступали Полина Вялая, Илья Доронин, Виктория Куряткова, Анна Филиппова, Мария Худакова и ученик 5 «а» класса Сергей Головин подготовили исследования на разные темы. Требовалось грамотное оформление работы и её защита перед аудиторией и членами строгого, но справедливого жюри.
Полина Вялая выбрала тему «Что такое сахар и откуда он берётся». Кроме того что Полина изучила значение и происхождение слова «сахар», его полезные и не очень свойства, она провела практический опыт: выпарила сахар из свёклы.
Виктория Куряткова занялась исследованием «Действие перенаселения на урожай моркови». Она рассказала о собственном опыте выращивания моркови. Благодаря ее исследованию мы знаем, как и когда нужно готовить почву, на каком расстоянии рекомендуется засеивать морковь. Выводы, полученные Викой, помогут садоводам-любителям получать с маленькой площади большие урожаи.
Илья Доронин убедил всех, что каждый человек должен знать историю своей фамилии, знать, откуда пришли предки на поморскую землю. Его исследование показало, что большая часть респондентов (одноклассники и их родители) мало знают об истории своего рода. По мнению Ильи, мы не должны относиться к своей фамилии как к чему-то обычному, ведь она хранит много тайн.
Анна Филиппова изучала вопрос «Есть ли у насекомых любимые цвета». Она познакомила всех с необычным строением органов зрения насекомых и выяснила, какие цвета для них более привлекательны.
Сергей Головин выступал с исследованием «Грохот школьной перемены». Он выяснил, какие помещения в нашей школе являются самыми шумными. Лидером по уровню шума оказался гардероб, на втором месте рекреации начальной школы на 1 этаже. А самое тихое место — рекреация у кабинета директора и завучей.
Мария Худакова занялась изучением соли. Она представила интересные исторические факты о соли: когда появилась, как добывается. Кроме того Маша выяснила, где еще может найти применение этот продукт.
Время пролетело незаметно. И, конечно же, хочется поблагодарить руководителей представленных исследований: Ирину Николаевну Ложкину, Наталью Леонидовну Мельник, Наталью Ивановну Веселову, Екатерину Анатольевну Захаркину. Мы очень рады, что есть хорошие наставники, которые всегда помогут в познании нового.
Надеюсь, в следующем году ребята познакомят нас с новыми открытиями.