Газета: Олония №8
Статья: Ее кредо: дети – цветы жизни
Автор: Дарья РЯППИЕВА
Профессиональный хореограф, который не советует идти по своим стопам. Никогда не присутствует на сцене, но всегда рядом, за кулисами. Ответственный, опытный педагог. Душевный и открытый человек. Маленькая хрупкая женщина, носильная внутренне. Без нее не было бы студии эстрадного мастерства «Триумф». Я говорю об Ирине Анатольевне Клиничевой.
Долгая и упорная работа перед ярким выступлением зрителю не видна, но именно из нее и состоит жизнь хореографа. Под руководством Ирины Анатольевны занимаются и малыши из группы «Карамельки», которым всего 3 годика, и ребята постарше из «Шанса», которые уже вполне состоялись как танцоры. В свое время многие из них подумывали повторить путь наставницы и поступить в профессиональное училище. Так почему же она против?
— Это тяжело и физически, и морально. В Карельском колледже культуры и искусств до выпуска доходит около десяти человек из всего потока. К тому же это травмоопасная профессия, еще и низкооплачиваемая. Никто не мешает найти себе коллектив, танцевать для души. Но профессией хореографию делать не советую.
В «Триумф» принимают всех, у каждого есть шанс попробовать себя в танцах. Тем не менее некоторые уходят. Кому-то просто лень, кто-то не успевает совмещать учебу и хобби, кто-то опасается мнения сверстников (чаще всего это мальчики, почему-то считается, что танцы — не мужское дело). Ирина Анатольевна считает, что многое зависит от родителей, в семье закладываются многие качества:
— Одной справиться со всем было бы очень тяжело. Хорошо, что у ребят такие замечательные родители, всегда помогают и поддерживают нас.
Руководитель вокальной половины «Триумфа» Ольга Сергеевна Чернякова — соратник Ирины Клиничевой во всем. Вместе они решают общие проблемы, выступают на концертах и ездят на конкурсы. Но вдвоем представить новую программу необыкновенно трудно, если бы не помогал весь коллектив Дома детского творчества. Костюмы, например, — заслуга костюмеров Надежды Гагариной и Елены Шпак. В одиночку здесь ничего не делается, только командой. В ДДТ каждый без исключения переживает и болеет душой за студию, делает все для ее развития. Часто сами родители предлагают музыку. Так, благодаря Ирине Филипповой у «Триумфа» появились танцевальные композиции «Катюша» и «В гостях у сказки». Откуда же берутся идеи для постановок?
— Они рождаются от музыки. Всегда учитываю характер ребячьего состава, что им будет близко по духу, я всегда слышу их. Иногда ребята сначала не понимают, что получится в итоге. Но потом, когда увидят, как складывается композиция, прочувствуют замысел и воплотят его в жизнь. И еще у нас очень строгий отбор материала. Не допускаю ничего чересчур откровенного — только чтобы донести идею до зрителя, ведь мои танцоры — еще дети.
Идеи и вдохновение черпаются также на различных фестивалях. Хотя выезды с большим количеством номеров, с почти полноценным концертом — великая ответственность. Нужно не только проследить за всем реквизитом, но и всех устроить, накормить, обязательно заполнить чем-то интересным свободное время, чтобы ребятам поездка запомнилась.
— Выезд — это адский труд. Детей убеждаю не волноваться, а у самой поджилки дрожат — до чего переживаю за все. Были недавно на конкурсе «Таланты России» в Петрозаводске. Многое увидели, услышали и взяли на заметку — выступали очень сильные коллективы, есть чему у них поучиться. Ребятам еще сложнее, чем мне: они очень устают, выкладываются полностью. Но когда возвращаемся домой, остаются только хорошие воспоминания. На конкурсы выезжаем не так часто, как хотелось бы, но раз в год стараемся попасть на большой фестиваль. Это школа, это результат, на этом растут дети и сам педагог. Всегда стараешься не повторяться, придумываешь новый рисунок, новые выразительные средства. Для этого тоже нужна подпитка, вдохновение. Нельзя вариться в собственном соку. Я вижу уровень коллективов, которые участвуют, — нам есть куда расти. И дети это понимают. Сами себя критикуют, знают, где можно было сделать лучше. «Звездная» болезнь портит ребенка, разрушает все, чего он достиг.
Она никогда не зацикливается на прошедшем: сделав выводы, обсудив плюсы и минусы с ребятами, Ирина Анатольевна двигается дальше, готовится к следующему мероприятию. В мае «Триумф» от¬метит свое 15-летие, и подготовка уже идет полным ходом. Нужно многое успеть: сделать и оформить программу, не забыть никого из выпускников, кого хотелось бы увидеть на концерте.
За 15 лет существования коллектива танцевальных номеров было поставлено немало, но самый любимый у Ирины Клиничевой — «В ночь на Ивана Купала».
— Именно этот танец мне очень дорог. Он легко, быстро появился. И девчата поняли, приняли его сразу. Вообще я очень критична по отношению к своим постановкам. Наверное, это помогает расти дальше. На любой номер выкладываешься, стараешься, чтобы он был сложным технически, близок по духу ребятам и соответствовал времени. Сейчас стараемся больше внимания уделять технике. Танцор на сцене должен выглядеть красиво и, в первую очередь, грамотно двигаться.
Ирина Анатольевна учит не только танцевать. Она учит уважительному отношению друг к другу, воспитывает в мальчиках мужественность, а в девочках — мягкость и чуткость. Никогда не отодвигает душевные качества на задний план, старается передать это своим ученикам: как быть терпимым и тактичным, прощать ошибки, работать сообща. Ведь очень многое зависит от самих участников коллектива, именно они создают атмосферу на репетициях.
— Как рассказать историю зрителю, если у танцора пусто в душе? Как тогда военные номера, к примеру, танцевать? Об этом надо говорить, этому надо учить. Что сильный должен помогать слабому, о том, что сила не для того, чтобы обижать, а для того, чтобы защищать, что девушка должна уважать юношу, что юноша должен быть сильным и надежным, держать слово.
А еще она учит, что жизнь не будет интересной, если просто сидеть на диване и ждать, пока за тебя все сделают другие. Надо действовать самому, под лежачий камень вода не течет. Так можно было бы обозначить девиз Ирины Клиничевой, но она говорит, что ее кредо: «Дети — цветы жизни».
— Я как цветовод-любитель могу привести много аналогий с цветочным миром в воспитании детей. Как цветок, хрупка душа ребенка, от взрослых зависит, что из него получится. Я люблю детей. Очень! И бездействовать не люблю. Все вопросы стараюсь решать в действии, не наблюдать со стороны. Конечно, не всегда все получается — сомнения, критика, самокритика обязательны в жизни любого педагога. Если случился конфликт, дома переживаешь его, ищешь недостаток в себе. Ребенок есть ребенок, может нахамить, нагрубить. Но он —ребенок, а ты — взрослый. Это ты должен направлять его, должен понять, почему он так себя ведет, научить отвечать за свои слова и поступки. Иногда это очень трудно, но по-другому никак.
В ее работе много именно воспитательных моментов. Некоторые старшие ребята пришли в коллектив еще малышами и выросли в «Триумфе». Они сюда идут, потому что хотят. Потому что им нравится танцевать, они хотят куда-то съездить, разучить новый номер, встретиться друг с другом. Потому что им здесь хорошо.